05:19 

Хельта
Неизведанные страны, карты северных земель, самый быстрый и прекрасный из великих кораблей
Задумалась на простую, всем известную тему. Это уже обсуждали-переобсуждали сотни раз, но... Вот человек говорит, что не пишет больше песен и старается не писать стихов:

- ...Да и стихи я свои не люблю, потому что это грустно. Для того, чтобы лирика получилась задевающей душу, чаще всего, нужно быть на пределе, чтобы оно само лилось, чтобы не мог молчать. А это, чаще всего, больно. Радостью я делюсь по-другому.

Это всем известное "лучшие стихи пишутся тогда, когда человеку плохо", "когда хорошо - на стихи не тянет", это всякие вытекающие их оного "писать нужно тогда, когда не можешь не писать", "если можешь не петь - не пой"...
Одна моя знакомая, чьими стихами я ужасно восхищалась несколько лет назад, вообще проклинала дар поэта и говорила, что хотела бы просто жить. Чтобы не приходили стихи. Но уже не может. И это правда, какбэээ, ты не можешь, раз начав, бросить. Оно всё равно приходит, ты эту дверочку уже открыл. Но ты можешь не записывать, не запоминать.
Да, стихи (самые лучшие стихи!..) - они всегда на пределе.
Чем больше боль, тем они живее и круче.
Потому я всегда боюсь за любимых поэтов и певцов. Тех, у кого слишком много хороших стихов. Обычно за ними стоит очень много боли.

Но одно дело, когда у тебя болит и ты пишешь. А совсем другое - когда ты запретил себе писать. Когда в минуты боли обращаешься к любым успокаивающим средствам, кроме стихов, потому что когда эти стихи потом попадаются на глаза, вспоминаешь и переживаешь эту боль заново.
Это жутко.
И боль переживания заново, и то, что человек просто запрещает себе. Причём второе, имхо, страшнее. Потому что Мир не просто так говорит устами людей, ведь чем более ты восприимчив к его голосу - тем лучше сможешь передать его слова!.. Однажды я написала один страшный текст, там было много боли и ужаса... а потом ко мне (через пару лет!) пришёл человек, который сказал буквально следующее: "Спасибо тебе за это стихотворение, мне было плохо, я думал о самоубийстве, но прочёл его, что-то срезонировало, что-то почувствовал, решил, что буду жить, а теперь у меня всё хорошо!" - а что если бы я затормозила тогда процесс написания стихотворения?.. И ведь хотелось...
Да, возможно, этот мужчина нашёл бы какое-то другое стихотворение, в котором было бы это что-то.
А если нет?..

Всё, что случается, нужно для чего-то. Всё, что приходит нам в голову - важно.
Господи, я понимаю этих несчастных людей, которые ни в чём не виноваты, которые просто ну не хотят снова страдать. Мне страшно за них. Читаю новое стихотворение кого-то из них - и мне страшно, мне до усрачки страшно, ребят!.. Сколько этот человек сможет ещё продержаться?.. И вместе с тем... какие же прекрасные стихи... И хочешь читать больше.
А подобное притягивается к подобному - мы знаем, и чем больше у тебя стихов о боли - тем больше боли в жизни.

...Можно подумать, что тот, кто запретил себе новые тексты, либо слабак, либо молодец. Его уже ничто не тревожит. Ну, подумаешь, не пишет стихов. Зато ему хорошо.
Но нет, ребята, нет.
Это значит лишь то, что человек настолько вымотан этой болью, что просто стоит на краю. И от любой малости может за этот край рухнуть.
Вот что страшнее всего.
До жути!..
Не могу даже выразить это ощущение.

Стихи всё же помогают пережить боль. Поэтому и возникает такая зависимость от них, и привыкаешь прятать боль в слова - это ведь всё-таки лучше, чем расплёскивать её на всё вокруг.
А тут такое - человек не пишет!..
В общем... понятно.

Не хочется каких-то выводов делать... Хочется, чтобы просто у всех всё было хорошо. Самые восприимчивые люди - самые ранимые. Не забывайте об этом... И если читаете чьи-то пронзительные стихи, слушаете песни - подумайте, а может, могли бы вы чем-то этому человеку помочь?.. Хотя бы добрым словом, если не знаете, каким делом.
Это очень важно.
Я прям с полным пониманием это вам говорю ))

Что до меня...
Подобная схема и у меня действовала давно, да и сейчас работает. В общем-то, вы сами знаете, что раз за разом мир как бы долбит меня сильней и сильней. Но, с другой стороны, каждый раз я выхожу из этих ситуаций более сильной, чистой, полностью обновлённой. Это стоит того. Хотя поначалу кажется - ничто этого не стоит. Когда лежишь в лесу на холодной земле и примерзаешь к ней слезами, или когда вгоняешь сантиметровый металлический шип в ногу, потому что так больно внутри, что лишь физическая боль может ненадолго заглушить моральную.
Осознание потом приходит. А боль и правда здорово очищает душу, просто снимает с неё весь тлен.

Так же действуют и чужие стихи.
Когда они написаны в состоянии боли.

Наши стихи, которые мы пишем, когда нам больно - это вакцина от боли другому человеку.

Получается, ты как бы жертвуешь собой, спасая другого. Чаще всего - незнакомого, случайного, который вообще ничего про тебя не знает... и, скорее всего, не будет ни пытаться узнать лучше, ни познакомиться. Может, даже очень скоро забудет. И стоит ли свеч игра?.. Наверное, каждый сам для себя решает.

А насчёт стихов в радости... Лично я умею писать стихи в хорошем настроении, и получаются они такими же сильными, как и те, что были написаны на изломе. Хотя в принципе светлых стихов у меня мало. И там постоянно есть смерть, часто кто-то умирает или мучается. Даже во многих хороших стихах смерть либо стоит за кадром, либо почти настигает героя произведения (в этом случае стихотворение становится хорошим обычно за счёт чудесного избавления от), либо так или иначе где-то да есть... Я даже не совсем понимаю, почему так. Было бы интересно, если б кто-нибудь растолковал :)

...Немного растеряла и попутала мысли, пока записывала, но, надеюсь, идея всё-таки понятна. Так не у всех поэтов дела обстоят, конечно. Но у многих. Ну и как бы поставим здесь точку.

И постскриптумом мне хотелось бы оставить здесь одну песню, которая здорово меня поддержала в самый последний, самый страшный пока что из вот лично моих надломов-изломов-жизненных_переломов.

Сейчас об этом уже можно говорить с улыбкой. А вот ещё буквально неделю назад меня последний раз сильно тряхнуло по этой печальной теме... а воспроизведение песен у меня в плеере стоит на рандоме, и я как раз слушала в тот момент музыку. И мне выпала песня Олега Медведева "Кайнозой". И крутилась несколько раз, и я шла-шла-шла-шла по тёмным улицам, и вся эта тема ложилась на мою историю, конечно (именно так оно и работает, хоть это и неправильно, так воспринимать, я знаю).

Песня странная и удивительная. В ней очень много всего. Лет семь назад она у меня очень чётко ассоциировалась с моим другом (не из-за тематики, а почему-то вообще), два года назад я внезапно написала ассоциативное стихотворение по этой песне (уже не про кайнозой, а про неолит; если вдруг кто вспомнит - там про тигра, идущего над болотом, про костяные бусы, смерть, перерождение и ещё одну смерть. А если кто не вспомнит, то здесь текст).
Вот.
А сейчас "Кайнозой" пришёл и решительно выдернул меня из того тягостного состояния, в котором я пребывала о ту пору. Потому что "рви свою шкуру, но вспомни, кто ты такой", "даже такая жизнь - веселей, чем смерть", "ты заслужил сполна все сто лет без бед", и, главное, - "вспомни, что небо держится на тебе", "вспомни себя, ты ж в дюйме от полосы" - и всё это сочувствующе, уверенно и ободряюще - прямо в душу. Спасибо.



Каменных рек Пангеи не взять рукой,
Выбор простой: или пан, или мёртвый груз.
Рви свою шкуру, но вспомни, кто ты такой -
Забывай её, забывай её.

Все твои сны - лишь пыль в её кулачке.
Верность своим игрушкам - черта людей.
Здесь же особый случай - жизнь налегке...
Забывай её, забывай её.

Ветер чумных губерний непобедим,
Если ты не умеешь бодать судьбу.
Стань же самим собой, а там поглядим!..
Забывай её, забывай её.

...Где ты там, как ты там, малыш,
Быть может, тоже ночей не спишь,
А за окном, как и здесь, могильный август, дождик косой...
А впереди двадцать первый век,
Текучий камень пангейских рек,
Потом осенняя слякоть, потом зима, потом кайнозой.

Сам себе загадай, сам себе ответь,
Нужен ли опыт смерти твоей душе?..
Даже такая жизнь веселей, чем смерть -
Забывай её, забывай её.

Ты заслужил сполна все сто лет без бед.
А песни бывают с кровью, как и бифштекс...
Вспомни, что небо держится на тебе,
Забывай её, забывай её.

Это не смерть, это просто встали часы.
Домики ускоряются под крылом...
Вспомни себя - ты ж в дюйме от полосы,
Забывай её, забывай её!..

...Я не знаю уж, как ты там,
А я в хадже к святым местам.
Я снова вижу, мои глаза промыло грозой.
Ну а тебя я имел в виду,
Уже звонка твоего не жду,
В моих зубах сигарета, в руках весло, гребу в кайнозой.

@темы: Чужое творчество, Что-то кроме сказанного, С песни - по строчке..., Песенное, Мои рифмованные строки, Лит-быт, Календарь моей жизни

URL
Комментарии
2017-04-16 в 05:53 

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
На очень длинный пост я отвечу очень коротко.
Я вот пишу прозу. Причем последний год - принципиально ДОБРУЮ прозу.
И тем не менее - ППКС.
Совершенно неважно, рождаются ли стихи или проза. Неважно, про боль или про что-то хорошее. Неважно.
Если оно рождается из души - то вот да, в каждую строчку кладешь кусочек души. Отрывая от себя. Это больно. Да. Но в этом смысл жизни.

2017-04-16 в 07:50 

Хельта
Неизведанные страны, карты северных земель, самый быстрый и прекрасный из великих кораблей
alwdis, спасибо за отклик!..
Да, мне кажется, не важно - стихи, проза, картины, песни, танцы.... Мне просто ближе именно стихи.
Спасибо.

Хорошего дня!.. :heart:

URL
2017-04-16 в 09:13 

selena_sky
"... потому что любивший дракона - сам становится им" ©Лемерт
ППКС.
Я над своими-то некоторыми текстами, порой, реву, перечитывая. Что уж говорить про тексты Лемерт, например...
(я в том смысле, что мое творчество априори много слабее).

"Воспоминание о пережитом счастье — уже не счастье,
воспоминание о пережитой боли — это все еще боль"
вот ведь какая засада.

Вообще, без повышенной, по умолчанию, эмоциональности, проникновенно и не напишешь, как мне кажется. Все те, кто пишет достойно, из тех, что я знаю лично, - это такие люди, ну... они голой душой все вокруг трогают. Как маленький ребенок все в рот тянет, вот они - все сразу в сердце берут.

И еще - никогда не знаешь, блин, где тебя отловит текст, который будет слишком острым. У меня, вот, детская книжка лежит, Джулия Дональдсон "Бумажные куклы". Ребенок просит почитать иногда, а я нимагууу... я всегда реву в конце.

2017-04-16 в 11:07 

Неле
Cantos de vida y esperanza
Спасибо тебе за этот пост, очень он созвучен моим мыслям об этом.

2017-04-16 в 11:59 

Ringmaster
А время, шурша, утекает сквозь пальцы Колючим стеклянным песком...
Можно несколько слов с другой стороны? От тех, кто перестал.
Творчество, особенно словами - стихи, проза, пьесы, читка рэпа, неважно - это всегда анализ. Часто - самоанализ, когда находится струнка в душе, которую задевает какое-то внешнее событие, ассоциация, и вытягивается, выстраивается паутина слов. Собственно, поэтому и говорят, что писать стихи без цели, без эмоции, "потому что можешь" - не надо. Точнее, может быть и надо, для развития навыка работы с языком, но глубина переживаний там будет вряд ли. "Велик и славен словно вечность, Король, чьё имя благородство. И отступила бесконечность, И уступила первородство", нда...
И, как и любой навык, этот навык анализа в процессе использования развивается, прокачивается. Потому, чем дальше, тем чаще видятся сюжеты, замечаются какие-то яркие моменты во вроде бы будничных ситуациях, подсказываются изнутри сравнения и метафоры...
Как и любой навык, без использования он слабеет. Или переключается на что-то иное. Эмоциональные силы, расходовавшиеся на этот анализ - а их надо безумно много, по себе помню - удается высвободить на что-то другое. Не так у ж важно, почему принято решение "не творить", причины у всех разные, кому-то просто перестало писаться, кто-то перестал верить в то, что пишет, я, например, когда-то осознал, что не могу быть уверен в том, что правильно, верно и до конца выражаю мысли и чувства лирического героя, оставалось впечатление недосказанности, а значит, возможно, самое главное я и не рассказал - и всё... Но со временем переключается. Боли не становится меньше, её перестаешь замечать, ибо зачем её видеть, если нельзя её выразить. Возможно, черствеешь, грубеешь, зарастаешь панцирем...
Самое грустное в том, что иногда все-таки замечаешь что-то, и хочешь выразить, но уже не получается.

2017-04-16 в 13:54 

Kemet
Хм. А я многа-многа писала и обсуждала в союзе писателей стихи, и после этого как-то отрезало и не хочется писать совершенно. Лет восемь не пишу. А так же панически не хочется их читать со сцены, раньше мне было норм, но теперь вообще на сцену неохота (но это мож еще ВГИК усугубил, где сцена - это заставлялово). Главное, что бы после ежедневного критиканства во ВГИКе не перестала писать сценарии.

2017-04-16 в 14:37 

Хельта
Неизведанные страны, карты северных земель, самый быстрый и прекрасный из великих кораблей
selena_sky, вот, кстати, у меня там подтекстом именно Лемерт, в основном, и имелась в виду ))
Нашла недавно книгу, которую она дарила мне года четыре назад... Обревелась, да.

Кстати, спасибо за наводку на книгу, надо будет почитать...

Неле, :love:

Ringmaster, ну так таки да, писать "просто потому, что можешь", бывает полезно. Ты как минимум упражняешься, прокачиваншь этот навык. И, как все мы знаем, обязательно найдутся люди, которые эти стихи даже полюбят потом :)
Насчёт последнего предложения - да, у меня тут это тоже было как бы подтекстом, но когда пишешь ночью, сложно всё правильно сформулировать %)

Kemet, а-ха-ха-хааа, да, союз писателей - это та ещё прививка от стихов!.. :D

URL
2017-04-16 в 16:25 

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Хельта, просто я когда-то писала не шибко хорошие стихи и не шибко сильную прозу. И та мысль, что кровью сердца пишутся именно стихи, мне была более чем близка.
А потом жизнь объяснила, что дело не в форме.

2017-04-16 в 16:35 

selena_sky
"... потому что любивший дракона - сам становится им" ©Лемерт
Хельта, ты насчет детской книги? Там читать 2 минуты. ))
"Это лиричная и трогательная история о детстве, золотом и быстроногом, и о том, как оно никуда не уходит."
на лабиринте есть фото всех страниц www.labirint.ru/books/509576/

А Лемерт... Дааа...

2017-04-16 в 18:39 

Ai Rolary
Знает автор лишь только один, где у сказки (счастливый?) конец, ну а ты здесь лишь Шут, лишь Глупец, но она вся-тебе, погляди.
На самом деле, собственные болезненные стихи позволяют прожить эмоцию, встретится с той болью, которую защитные реакции пытаются выпихнуть в подсознание. Ты в момент боли как бы сливаешь ее в текст, а потом порционно проживаешь. Так что ради себя стихи тоже стоит писать:)
Я считаю ,что запрещать себе писать, если хочется - это все равно как пытаться заткнуть прорванный шланг жевательной резинкой, только хуже.

2017-04-16 в 18:52 

Хельта
Неизведанные страны, карты северных земель, самый быстрый и прекрасный из великих кораблей
alwdis, как говорится, даа, главное не форма, а содержание =)

selena_sky, да-да-да, именно о детской.
Пасиба!

Ai Rolary, и так тоже. Вон сколько вариантов!..
Насчёт последней фразы - тоже ППКС.

URL
2017-04-16 в 18:55 

Ai Rolary
Знает автор лишь только один, где у сказки (счастливый?) конец, ну а ты здесь лишь Шут, лишь Глупец, но она вся-тебе, погляди.
Хельта, пурр:З

2017-04-16 в 19:31 

Lady Garet
Кто дошёл сюда, уже не сможет вспомнить обратную дорогу.
Свои пять копеек внесу в беседу) Я раньше тоже так думала: лучшее - выходит кровью, если слишком больно - кто-то эту боль почувствует, и остальное вот прямо всё-всё, что ты здесь говоришь. Но заметила странную штуку: мои лучшие стихи, те, которые для меня самой - часть души, кусочек сердца, люди не особенно отличают от проходных. Не видят разницы! Потому что есть техника, навык, прокачка, да и откликается всё у всех по-разному. Никогда не знаешь, что у другого человека отзовётся. Так же, как и читатели никогда не узнают о том, что у меня было внутри, когда я писала.

А раньше я много думала над тем, что будет, когда перестанет болеть? Как я буду писать? Чем? Потому что знала, что писать не брошу. Ответ позже нашёлся сам: стихи - это моя молитва. Мой способ говорить с Миром, с Богом. И после того, как я перестала писать только о своей боли и радости, почувствовала, насколько шире стала моя душа, насколько больше она может вместить, как она выросла и окрепла. Глупо и пафосно звучит, но когда я пишу фандомные стихи о любимом герое, то способна испытать то, что мне в моей собственной шкурке недоступно просто потому, что нельзя пережить все ощущения на свете и попасть во все ситуации. А через героя можно. И чувства эти не менее реальны, потому что испытывает их моя душа. Тут поэт - как актёр, который должен уметь чувствовать роль, но не проживать в своей собственной жизни то, что испытывает герой. Думаю, что умение разделять свою жизнь и своё творчество - это очень важно, оно даёт устойчивость в жизни и не позволяет ставить творчество в зависимость от травмирующих ситуаций, типа пишу только, пока болит.

Олег Медведев - дааа... Его песни у меня тоже и так же. :friend:

2017-04-16 в 19:46 

Хельта
Неизведанные страны, карты северных земель, самый быстрый и прекрасный из великих кораблей
Lady Garet, откликается всё у всех по-разному, конечно, и у любого стихотворения будет свой фанат. Но если человек чувствующий - он отличит, увидит и своё стихотворение найдёт.
А так-то это всё - сложная тема, она неоднозначна. Нет такого, что у всех это проходит всегда по такому сценарию.

URL
2017-04-16 в 19:51 

selena_sky
"... потому что любивший дракона - сам становится им" ©Лемерт
Lady Garet, насчет первого абзаца - возможно, это такое проявление иллюзии прозрачности. Мы переоцениваем способность других людей считывать наше состояние.

2017-04-16 в 20:01 

Lady Garet
Кто дошёл сюда, уже не сможет вспомнить обратную дорогу.
Хельта, ну да, тема сложная, у всех по-разному... Только всё равно интересно посмотреть, как это происходит у других!

selena_sky, да-да) Творческие люди, конечно, хорошие эмпаты, но каждый из нас ищет в творчестве другого человека что-то созвучное своему собственному состоянию, иначе бы оно просто не откликнулось.

2017-04-16 в 20:20 

Хельта
Неизведанные страны, карты северных земель, самый быстрый и прекрасный из великих кораблей
Lady Garet, конечно интересно! Я затем этот разговор и завела ))

URL
2017-04-16 в 20:21 

Хельта
Неизведанные страны, карты северных земель, самый быстрый и прекрасный из великих кораблей
Lady Garet, но вот насчёт состояния... Ну, не все и не всегдааа!.. Наоборот, интересно же почувствовать что-то иное, нежели то, что и сам постоянно ощущаешь...

URL
2017-04-16 в 20:29 

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Lady Garet, Мой способ говорить с Миром, с Богом. И после того, как я перестала писать только о своей боли и радости, почувствовала, насколько шире стала моя душа, насколько больше она может вместить, как она выросла и окрепла.
Золотые слова. Вот так оно и происходит.

2017-04-16 в 20:52 

Lady Garet
Кто дошёл сюда, уже не сможет вспомнить обратную дорогу.
Хельта, всё это не в сознании происходит, не в уме. Мы отбираем стихи по принципу "цепляет - не цепляет". Если "не цепляет", то просто проходим мимо, порой не замечаем даже, что текст очень стоящий. Но он - мимо нас, мы его в себя не впустили. А если "цепляет" - то наоборот. Вот это я и называю "созвучием собственному состоянию".

alwdis, :friend:

2017-04-17 в 00:46 

Сью - местная Юки-Онна
"Я с тобой говорил языками огня, я не знаю других языков"(с)
Вот какбэ да. Раньше писалось легко и радостно, а сейчас - как заткнули((

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Приморский город Ля-Минор

главная